Версия
для печати


Главная :: Прокурорский надзор :: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о состоянии законности за 12 месяцев 2016 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о состоянии законности за 12 месяцев 2016 года

Надзорная деятельность межрайонной прокуратуры в 2016 году осуществлялась в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и приказов Генерального прокурора РФ, а также иных нормативно-правовых актов.
Так, в 2016 году запланированы и реализованы мероприятия по выявлению, пресечению и профилактике правонарушений и преступлений.
Планирование работы межрайонной прокуратуры осуществляется на основании результатов анализа оперативной обстановки на поднадзорной территории и обращений граждан, а также иных источников.
За 12 месяцев 2016 года межрайонной прокуратурой на поднадзорной территории выявлено 1854 нарушений федерального законодательства (1610), выявлено 57 незаконных правовых акта (265), предъявлено в суды 135 исковых заявления (115), внесено 254 представления об устранении выявленных нарушений (239), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 196 лиц (183), по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 196 лиц (212), предостережено 12 лиц о недопустимости нарушения закона (10), прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 7 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании (7), по результатам рассмотрения которых возбуждено 5 уголовных дел (5).
Анализ динамики преступности в целом за анализируемый период демонстрирует развитие тенденции снижения количества зарегистрированных преступлений, при этом распространенность некоторых составов преступлений остается высокой, а их раскрываемость, результативность оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания вполне  неудовлетворительной.
Так, за 2016 год всего на территории, поднадзорной Гагаринской межрайонной прокуратуре г. Москвы, зарегистрировано 4898 преступлений, что на 907 или 15,6 % меньше, чем за 2015 год (5805). За указанный период зарегистрировано 1189 тяжких и особо тяжких преступлений (1391). При этом количество зарегистрированных особо тяжких преступлений уменьшилось по сравнению с 2015 годом и составило – 129 преступлений (169), количество тяжких преступлений также снизилось и составило – 1060 (1222), средней тяжести – 1803 (2446), количество преступлений небольшой тяжести снизилось и составило 1905 (1968).
По сравнению с 2015 годом сократилось количество зарегистрированных отдельных видов преступлений таких как: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с 20 до 11, краж с 2984 до 2666, в том числе из квартир с 124 до 116, грабежей с 184 до 155, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ с 294 до 202, из них сбыт с 201 до 135 и некоторых других.
В тоже время увеличилось количество зарегистрированных следующих преступлений: мошенничеств с 801 до 857, незаконный оборот оружия с 15 до 27.
Подавляющее большинство в числе зарегистрированных преступлений по-прежнему составляют кражи чужого имущества, которых зарегистрировано 2666, что составляет 54,6 % от всех преступлений.
За анализируемый период установлено 1671 лицо, совершившее преступление, что на 79 или на 5 % больше чем, за 2015 год (1592).
Отмечается уменьшение количества преступлений, которые совершили лица, не являющиеся жителями столицы: со 181 до 113, одновременно с этим уменьшилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами: с 318 до 298.
Отмечается при уменьшении общего числа зарегистрированных преступлений увеличение показателей раскрываемости, которая в целом по территории составляет 29,7 %, что на 2,5 %, больше чем за 2015 год (27,2%), а также выше среднегородской на 7,2 % (22,5 %). Также по отдельным видам преступлений можно констатировать более высокий процент раскрываемости по сравнению со среднегородским: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 80 % (при среднегородском – 50,1 %), кражи – 15,5 % (при среднегородском – 12,8 %), грабежи – 44 % (при среднегородском – 30,6 %).
Непосредственно на территории Академического района г. Москвы за анализируемый период всего зарегистрировано 1488 преступлений, что на 727 или 32, 8 % меньше, чем за 2015 год (2215). За указанный период зарегистрировано 413 тяжких и особо тяжких преступлений (626). При этом количество зарегистрированных особо тяжких преступлений снизилось по сравнению с 2015 годом и составило – 38 преступлений (60), количество тяжких преступлений снизилось на 191 преступление и составило - 375 (566), преступлений средней тяжести зарегистрировано 427, что меньше на 548 преступлений по сравнению с 2015 годом (975), количество преступлений небольшой тяжести увеличилось и составило 648 преступлений (614).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось количество зарегистрированных отдельных видов преступлений таких как: умышленное причинение тяжкого вреда здоровья с 7 до 3, разбои с 21 до 18, кражи с 831 до 777, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, со 105 до 64 и некоторых других.
В тоже время увеличилось количество зарегистрированных следующих преступлений: грабежи с 43 до 52, незаконный оборот оружия с 2 до 6.
Подавляющее большинство в числе зарегистрированных преступлений по-прежнему составляют кражи чужого имущества, которых зарегистрировано 777 (831).
В анализируемом периоде межрайонной прокуратурой регулярно проводились проверки соблюдения законодательства о защите жилищных прав, законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, законодательства в сфере защиты трудовых прав граждан, миграционного законодательства, а также законодательства в сфере охраны окружающей среды и иных сфер законодательства. 
В частности межрайонной прокуратурой совместно 1 РОНПР Управления по ЮЗАО МЧС России по г. Москве проведена проверка по обращению жителей дома № 8 корп. 1 Б. Черемушкинской улицы г. Москвы о нарушении законодательства о пожарной безопасности при организации деятельности в подвале указанного жилого дома.
Установлено, что в подвале указанного дома проходит организация игр категории «Квест» с существенным нарушением законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно: для отделки стен и потолка на путях эвакуации  используется горючие материалы (древесина, солома), не все помещения оборудованы системой автоматической пожарной сигнализацией, система пожарной сигнализации и оповещения находится в неработоспособном состоянии (отсутствует электропитание), потолочные дымовые пожарные извещатели заштукатурены строительным материалом и закрашены окрасочными материалами, что исключает их работоспособность.
Неисполнение требований пожарной безопасности создает препятствия эффективной профилактике и противодействию терроризма на территории Российской Федерации, в частности затрудняют своевременную и оперативную эвакуацию людей в случае совершения террористического акта, а также создают реальные предпосылки для невозможности эффективного устранения его последствий, что может повлечь причинение существенного вреда жизни и здоровью населения.
Жилой многоквартирный дом, как место с массовым пребыванием людей, является потенциальным объектом террористических устремлений.
По результатам проверки индивидуальному предпринимателю внесено представление об устранении выявленных нарушений, возбуждено 2 дела об административных правонарушениях по ст. 20.4 КоАП РФ.
На постоянной основе проводились проверки в сфере государственных и муниципальных закупок.
Так, в ходе проверки проведенной в ГБУ г. Москвы «Жилищник района Академический», установлено, что по итогам проведения электронного аукциона заключен контракт 22.10.2015 с ООО «Торговый дом Строй продукция» на общую сумму 1402273,52 руб. на поставку лакокрасочных материалов для нужд учреждения.
К указанному контракту в обоснование начальной (максимальной) цены контракта размещен документ «Протокол согласования начальной (максимальной) цены государственного контракта (центы лота)». В документе указано «Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 2145295.
Однако указанного расчета, справочной информации и документов, либо реквизитов документов, на основании которых проведен расчет, учреждением не размещено, что является нарушением при определении начальной (максимальной) цены контракта.
Аналогичные нарушения допущены ГБУ г. Москвы «Жилищник района Академический» при размещении других заказов.
По указанным нарушениям межрайонной прокуратурой руководству ГБУ г. Москвы «Жилищник района Академический» внесено представление, по результатам рассмотрения которого 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также в текущем году межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при использовании нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности со стороны ФГБНИУ «Совет по изучению производственных сил».
Установлено, что ООО «Институт изучения проблематики общественных наук» использует находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 7, без надлежаще оформленных документов.
В нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции» не проводились конкурсы на право заключения договоров аренды.
Кроме того, ООО «Институт изучения проблематики общественных наук» сдает часть занимаемых помещений иным лицам по договорам субаренды.
Доказательств, подтверждающих согласие представителя собственника (ТУ Росимущества в г. Москве) на сдачу в субаренду занимаемых иными организациями помещений ООО «Институт изучения проблематики общественных наук» не представлено.
По выявленным нарушениям межрайонной прокуратурой внесено представление в ООО «Институт изучения проблематики общественных наук», а также вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ в отношении должностного и юридического лица.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования
1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, должностное и юридическое лица привлечены к административной ответственности.
В дальнейшем межрайонной прокуратурой в целях реального устранения нарушений закона при распоряжении федеральным имуществом повторно осуществлен выход на место, где установлено, что ООО «Институт изучения проблематики общественных наук» занимал нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности без получения согласия представителя собственника на сдачу в аренду занимаемых обществом помещений.
В связи с изложенным, межрайонной прокуратурой подготовлен проект искового заявления в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительными договоров аренды, заключенных между ООО «Институт изучения проблематики общественных наук» и ФГБНИУ «Совет по изучению производственных сил».
Межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, систематически проводятся проверки и обобщения практики исполнения законодательства о противодействии коррупции в различных сферах правоотношений, подверженных данному негативному социально-правовому явлению. Данное направление прокурорского надзора является приоритетным для межрайонной прокуратуры.
В 2016 году межрайонной прокуратурой по результатам проведенных в органах местного самоуправления проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, в части предоставления сведений о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявлены многочисленные нарушения, в связи с чем главам муниципальных округов внесены 4 представления, к дисциплинарной ответственности привлечены 3 лица, принесен 1 протест, который удовлетворен.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера главой муниципального округа Академический, депутатами Совета депутатов и муниципальными служащими муниципального округа Академический г. Москвы.
Так, при проведении проверки о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального округа Академический г. Москвы выявлено 18 нарушений в сфере законодательства о противодействии коррупции.
В большинстве справок указаны неточные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, представлены неполные сведения о расходах, основания приобретения имущества, сведения о транспортных средствах.
Установлено, что при предоставлении сведений о доходах не учитываются положения «Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный 2015 год)», утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем контроле со стороны кадровой службы за достоверностью представленных сведений муниципальными служащими.
По результатам проверки Главе муниципального округа Академический г. Москвы внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Также прокурорской проверкой установлено, что депутатом Совета депутатов муниципального округа Гагаринский в нарушение требований законодательства требуемые сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок не представлены.
В качестве меры ответственности ст.13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, замещающее  муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления указанных сведений.
В настоящее время полномочия депутата Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по инициативе межрайонной прокуратуры прекращены досрочно.
В истекшем периоде 2016 межрайонной прокуратурой проведена проверка ГБОУ СОШ № 199 г. Москвы по факту падения из окна 4 этажа несовершеннолетней Власенко А.В. 
В ходе проверки межрайонной прокуратурой изучена деятельность образовательного учреждения в части формирования законопослушного поведения, профилактики девиантного поведения обучающихся, социальной адаптации, которую любое образовательное учреждение обязано осуществлять в соответствии Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Во исполнение положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» об обязанности образовательной организации выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, и принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования, Департаментом образования г. Москвы 07.02.2006 издан приказ № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей находящихся в социально-опасном положении» (далее - Приказ).
Также межрайонной прокуратурой изучен протокол заседания № 2 Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, на котором ставился вопрос о постановке на учет следующих детей: Бедаркова М.М. (нахождение на стойке), Каштанова Т.В. (нахождение на стройке), Фишкина Н.В. (распитие алкогольной продукции) Решением совета по профилактике вышеуказанные несовершеннолетние поставлены на внутришкольный учет.
 В соответствии с п.2.2.1 Постановка обучающихся на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению (форма 1-шу) заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога) и на основании решения Совета профилактики государственного образовательного учреждения. В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика. На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом):
- заводится карточка учета обучающегося (форма 2-шу), копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе;
- совместно со специалистами и педагогами государственного образовательного учреждения с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, органов опеки и попечительства составляется план индивидуальной профилактической работы с обучающимся (форма 3-шу), который утверждается заместителем директора по воспитательной (социальной) работе;
- ведется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося (форма 4-шу).
 В нарушение вышеуказанных правил Школой № 199 вышеуказанные документы на каждого ребенка, поставленного на внутришкольный учет решением Совета по профилактике № 2, не разработаны.
Кроме того, ранее в 20162016, 20162017 учебных годах КДН и ЗП Академического района неоднократно осуществляло проверку образовательного учреждения, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
  Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа по профилактике ведется формально, отсутствует комплексный подход и участие различных специалистов в проводимой школой профилактике безнадзорности и беспризорности.
В ходе проверки установлено, что  в данном образовательном учреждении имеются компьютерные классы, оборудованные персональными компьютерами, имеющими доступ в глобальную сеть Интернет, где в свободном доступе имеется информация способная нанести вред психическому здоровью детей, их нравственному, духовному  развитию, в том числе направленная на возбуждение социальной, расовой, национальной  или религиозной розни.
В соответствии с ч.2 ст. 5, ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ  к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,  табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, оправдывающая противоправное поведение, содержащая нецензурную брань, содержащая информацию порнографического характера и др. Однако, в нарушении вышеуказанного законодательства, в данном образовательном учреждении обеспечен свободный доступ к сайтам yacolex.ru, b-banny.ru, 24video.xxx и др.).
Кроме того, в соответствии с п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании»  образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Однако, на окнах образовательного учреждения присутствовали ручки, обеспечивая тем самым свободных доступ к открыванию окон, что и привело к падению несовершеннолетней Власенко А.В. с высоты 4 этажа.
По результатам проверки внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Актуален вопрос по начислению заработной платы и охране труда работников организаций, располагающихся на территории Академического района. Межрайонной прокуратурой на данном направлении надзора регулярно принимались меры прокурорского реагирования, что способствовало восстановлению прав граждан. В связи с этим, необходимо способствовать недопущению появления крупных должников по заработной плате, а также соблюдения работодателями законодательства об охране труда, при появлении таковых принимать все предусмотренные законом меры для устранения нарушений.
Сообщая об изложенном, предлагаю принять исчерпывающие меры по совершенствованию деятельности в сфере охраны общественного порядка и повышению их результативности, а также соблюдения прав граждан и юридических лиц.

Гагаринский межрайонный
прокурор г. Москвы                                                                                Н.Г. Батищев