Снегопад
Снегопад – продолжительное интенсивное выпадение снега, приводящее к значительному снижению видимости и затруднению движения транспорта. В зимнее время циклоны вызывают интенсивные снегопады и метели. Интенсивные снегопады парализуют транспорт, вызывают повреждения деревьев, линий электропередач, зданий (из-за тяжести снега), сход снежных лавин в горах и т.д.
Снегопады, длительность которых быть может от 16 до 24 ч, оказывают сильное воздействие на хозяйственную деятельность заказчика охранных услуг, в особенности в сельской местности. Появляются сложности в процессе смены постов охраны, передвижения подвижных групп, групп быстрого реагирования, нарушаются традиционные системы связи и оповещения. Выпадение снега с дождиком при пониженной температуре и ураганном ветре создает условия для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей электротранспорта, также кровли с построек, различного рода опор и конструкций, что часто вызывает их разрушения. Отрицательное влияние этого явления утяжеляется метелями.
Метель
Метель – перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, с выпадением снега, приводящий к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей. Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные – до нескольких часов. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению природы.
С объявлением штормового предупреждения – предупреждения о вероятных снежных заносах – нужно ограничить передвижение, в особенности в сельской местности, создать на постах и в караульных помещениях нужный запас продовольствия, воды и топлива. Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от населенного пункта или жилища человека. Подобное может произойти с подвижными постами при охране трубопроводов, других магистральных объектов. Занесенные снегом дороги, утрата видимости вызывает нарушение ориентирования на местности, сбивает с маршрута движения.
При следовании на снегоходе или ином средстве передвижения не следует пробовать преодолеть снежные заносы, нужно остановиться, вполне закрыть жалюзи машинки, укрыть движок со стороны радиатора. Если есть возможность, транспортное средство необходимо установить двигателем в наветренную сторону. Временами нужно выходить из кабины, разгребать снег, чтоб не оказаться погребенным под ним. Не считая того, не занесенный снегом автомобиль – неплохой ориентир для поисковой группы. Двигатель транспортного средства нужно периодически прогревать во избежание его «размораживания». При прогревании двигателя принципиально не допустить проникание в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с данной целью необходимо смотреть, чтоб выхлопная труба не заваливалась снегом.
Если в пути совместно окажется несколько человек (на нескольких транспортных средствах), целесообразно собраться всем совместно и применять один салон (кабину) в качестве убежища; из двигателей других транспортных средств нужно слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие – кабину транспортного средства: в мощный снегопад (пургу) ориентиры, казалось бы надежные с первого взора, через несколько 10-ов метров могут быть потеряны.
Экстремально низкие температуры воздуха
Морозы парализуют жизнь городов, губительно воздействуют на посевы, увеличивают вероятность технических аварий. При температурах ниже -30°С существенно снижается прочность металлических и пластмассовых деталей и конструкций. Существует «критическая температура» окружающей среды. Это верхний и нижний пределы диапазона значений температуры, составляющих так называемую зону комфорта. При этом сохраняется оптимальный тепловой баланс человеческого тела. За пределами критических значений человек ощущает дискомфорт. Среднее значение зоны комфорта составляет 21-24°С, нижний предел: -18°С, верхний: 27°С. Значения температур зоны комфорта могут изменяться в зависимости от влажности и скорости ветра. Какую же минимальную температуру воздуха может выдержать человек? Это зависит от состояния здоровья и одежды, но главное – от скорости ветра.
Минимальная температура воздуха, при которой люди бывали на воздухе, составляет около -89°С. Температура кожи человека на 2-5°С ниже, чем температура внутри тела, и находится в пределах 31-35°С. При длительном охлаждении температура кожи становится ниже 29°С, и появляется дрожь. При понижении температуры ниже 27°С у большинства людей наступает кома. Смерть обычно наступает при понижении температуры кожи до 21°С.
В зимнее время, помимо снегопадов и морозов, отмечаются такие негативные явления, как: гололед и гололедица.